Карта портала

Компьютерная зависимость: все начинается с детства

imageОб алкогольной, наркотической зависимостью часто пишут практически все средства массовой информации. А вот о компьютерной вспоминают гораздо реже. Но она существует. Особенно среди подростков, которые проводят почти все свое свободное время в виртуальном мире, пренебрегая учебой, друзьями, здоровьем. Можно утверждать, что в конце XX-го вначале XXI в. возникла и распространилась новая форма зависимости - компьютерная.

Отовсюду слышим: детей и подростков поглотила компьютерная зависимость!

Что же такое Компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость - это патологическая тяга человека к работе или времяпрепровождения за компьютером. Это явление может привести к тому, что подросток будет фокусироваться на виртуальном, а не реальном мире. Такая зависимость может дойти до того, что ребенок начинает игнорировать потребность в пище, туалете, сне, физической активности и т.п. Даже живое общение оказывается на обочине жизни.

Подростки - специфическая социально-демографическая группа. Активное физическое, половое, психическое и социальное формирование сопровождается увеличением стремление к самоутверждению, самопознания. Эти потребности удовлетворяются за сет различного рода коммуникативных практик, которые подросток самостоятельно реализует. Взрослые менее контролируют его поведение (не имеют возможности или не считают нужным), часто поздно узнают об опасных формы проявления увлечений, в частности, компьютерной зависимости.

Главные признаки начала зависимости:

- нежелание оставить работу или игру на компьютере;

- раздражение через вынужденные отвлечения;

- неспособность или нежелание спланировать заранее конец работы или игры на компьютере;

- чрезмерные денежные затраты на постоянное обновление программного обеспечения и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, обучении, договоренностях, встречах и т.д. в течении работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу общения с компьютером;

- готовность довольствоваться нерегулярным, случайным питанием, не оставляя компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы или игры на компьютере;

- злоупотребление кофе и другими психостимуляторами;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми, кто хотя бы немного разбирается в этом.

Наибольшее количество времени за компьютером по собственной оценке проводят дети в возрасте от 13 до 15 лет. Возможно, это связано с тем, что их поведение уже меньше контролируют взрослые, а уровень самоконтроля еще очень низкий. Более старшая возрастная группа большую нагрузку, потому что нужно сдавать экзамены, готовиться к сдаче тестов ВНО. Они, с одной стороны, осознают вредные последствия длительных компьютерных игр, а с другой - наиболее популярным для этого возраста становится интернет - общения со сверстниками.

Многие могут ответить, что виновата во всем плохая экология или большие умственные нагрузки не только в школе, а уже начиная с современного детского сада. Но мало кто задумывается над тем, что чрезмерная любовь наших чад к техническому прогрессу, в частности, к компьютерам, может иметь самые печальные для детского организма последствия. Вследствие отсутствия необходимой для поддержания формы физической активности развивается гиподинамия, заболевания глаз (особенно - близорукость), портится зрение, потому что в это время человек реже моргает, в результате чего возникает сухость и раздражение глаз.Во время моргания выделяются слезы, которые вымывают вредные вещества и очищают глаза. А еще нарушается осанка, возникает деформация грудной клетки, уменьшается амплитуда дыхательных движений. Также такой человек не получает достаточно кислорода, поскольку проводит очень много времени в помещении. При работе с компьютером вредными факторами являются электромагнитное излучение и статистическое электричество. Статистическая электричество заряжает пылинки и микроорганизмы, которые "прилипают" к человеку и повышают опасность заражения.

У зависимого человека могут развиться проблемы в отношениях, агрессивность. Эта зависимость базируется на стремлении человека получить "ощущение виртуального мира". В игре молодежь бежит от действительности в мир фантазий. В результате зависимый (-ая) все время стремится получать очередную "компьютерную дозу". Когда же возможности окунуться в компьютерный мир нет, то может наступить истерика (часто - у детей).

Многие взрослые замечают, что их дети в восторге от современной техники. Если нас, взрослых, сначала умиляет любовь малышей к достижениям прогресса, то вскоре родители начинают бить тревогу: дети готовы сутки напролет проводить перед монитором. При этом любые попытки родителей выключить компьютер или ноутбук сопровождается капризами и истериками малыша.

Откуда у детей такая непомерная страсть к компьютерам? К сожалению, она не врожденная, а приобретенная. Причем с нашей подачи! Согласитесь, очень удобно утихомирить дебошира, включив ему мультик или запустив интересную игру: в доме наступает желанная тишина и покой! Так раз за разом, у вашего чада и развивается компьютерная зависимость.

Подростки признаются, что нередко играют дольше, чем планировали. А это часто негативно сказывается на учебе. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, для гармоничного развития всех участков детского мозга полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми.

Поскольку детям трудно себя контролировать, они могут, почти не отрываясь, часами играть в компьютерные игры. В Японии ученые исследовали последствия многочасового пребывания детей в виртуальном информационном пространстве , в частности во время многочасовой компьютерной игры. Результаты этих исследований поражают:

• у детей, играющих в компьютерные игры, могут проявляться хронические изменения в развитии головного мозга

• компьютерные игры стимулируют лишь те части головного мозга, которые отвечают за зрение и передвижения, и не помогают в развитии других его важных участков;

• у детей, которые долго играют в компьютерные игры, не развиваются лобные доли мозга, отвечающие за поведение, тренировка памяти, эмоции, обучение. Эти части мозга должны развиваться до достижения взрослого возраста.

А еще - мы, родители, практически не разговариваем со своими детьми, используем слова вроде: «отойди», «молодец», «скорее», «не трогай», «оставь меня в покое!».

Чего мы ожидаем от своих детей: вежливости, успешного обучения; чтобы их было видно, но не слышно?

Стоит запомнить, что дети нуждаются в нашем постоянном внимании. Учиться быть родителями никогда не поздно. Новые информационные технологии - один из вызовов глобализации. Надеюсь, мы, взрослые, дадим на этот вызов достойный ответ!

Что же делать родителям, которые в силу своей занятости допустили сверхлюбовь малыша к яркому монитору, волшебным кнопочкам на клавиатуре?

Понятно каждому взрослому - не получится раз и навсегда отвадить ребенка от желания прикоснуться взглядом и руками к монитору и клавиатуре. А вот существенно уменьшить время проведения перед ярким экраном - вполне посильная для родителей задача. Главное - обладать нехитрыми знаниями и применять их на практике, чем сейчас и займемся.

Итак, как переключит внимание ребенка от компьютера на окружающий мир?

Больше совместно проведенного времени вместе, больше общения! Вы помните, когда в последний раз искренне интересовались делами вашего малыша, а не просто произносили дежурные вопросы, то, вроде, «как дела»? В погоне за материальными благами мы часто становимся невнимательны к близким людям. А дети - уменьшенная копия взрослых, которым также необходимо ваше участие, поддержка, помощь, совет. Стоит ли удивляться, когда, получая поддержки, живого общения, ребенок отправляется на его поиски в виртуальный мир. А в подростковом возрасте - особенно! Пока малыш вам доверяет - не идите от живого общения, интересуйтесь его жизнью, мечтами. И тогда, став подростком, ваш ребенок всегда будет помнить, что поддержку и помощь надо искать не где-то в виртуальном мире, а у вас, уважаемые родители! Будьте для своих детей образцом здорового образа жизни, надежным советчиком во всех жизненных вопросах. Поверьте, для ребенка неважных вопросов не бывает, потому что она познает мир через общение с вами. Всегда найдите немного времени, чтобы пообщаться со своим ребенком. Только вы можете его правильно понять, потому что это частичка вас.

Но если все-таки возникают проблемы, не ограждайтесь от них, ищите помощи!

Уважаемые подростки, молодежь, родители! По вопросам психологической помощи вы всегда можете обратиться к практическому психологу отделения «Клиника, дружественная к молодежи» городской детской поликлиники №4.

imageВ работе с посетителями практические психологи Шурбина Антонина Николаевна и Смаровоз Юлия Андреевна используют индивидуальные и групповые (беседы, тренинги) формы работы, семейное консультирование и др.

Мы ждем вас по адресу: г.Николаев, ул. Чкалова, 93, отделение медицинской помощи подросткам и молодежи «Клиника, дружественная к молодежи» городской детской поликлиники №4, тел. 0512 24-80-21, моб. Тел. 0933188770.

Консультации бесплатные.

нашли ошибку в тексте?
выделите мышкой и нажмите: