Карта портала

Город Святого Николая

«Там, где Буг с Ингулом породнились,
Где лимана волны, степи свободный край,
Город Николаев родился,
Кораблем плывет в синюю даль».

Эти слова Гимна города Николаева, который был утвержден решением Николаевского городского совета от 11 сентября 2004 №23/4, пожалуй, лучше всего характеризуют его местонахождения. Географическая уникальность территории города была отмечена людьми еще в древние времена. Николаевская земля помнит племена белозерской культуры, скифов, киммерийцев, древних греков, славянские племена, ногайские орды, свободных запорожских казаков. Самая ранняя археологическая достопримечательность, которая найдена на территории города, датируется эпохой неолита (V - IV тыс. до н.э.). А в самом центре современного города находится уникальный памятник эпохи поздней бронзы - городище Дикий Сад (XII - X вв. до н.э.), которое ученые называют степного Троей Николаевщины.

Интенсивное заселение Николаевского полуострова началось в последней четверти XVII столетия. Учитывая то, что Николаев в то время входил в состав Российской империи, а последний нужен был свой флот, по велению князя Г.А. Потемкина в устье реки Ингул под непосредственным руководством полковника М.Л. Фалеева в 1788 году была заложена новая верфь. Вокруг верфи начал расти городок. Имя свое он получил через год, после победного штурма Очакова российскими войсками под командованием А.В. Суворова в декабре 1788 года, в день Святого Николая, покровителя моряков. В его честь и назвали новый город. Вера николаевцев в покровительство одного из самых почитаемых среди мирян святых нашла свое отражение в следующих словах гимна города:


«Добрая слава корабельной столицы
Землю облетает из края в край.
Дай нам крылья, словно белой птицы,
Покровитель, Святой Николай!»

С именем Святого Николая, связаны и первая церковь, построенная в городе в 1790 году, и первый корабль. 46-пушечный фрегат "Святой Николай" был спущен на воду в августе того же года, а уже в июле 1791 у мыса Калиакрия он получил свое первое боевое крещение. Со времени строительства "Святого Николая" на судостроительных заводах города, а их сегодня три, построено более 2 тысяч кораблей и судов, среди которых фрегаты, броненосцы, миноносцы, подводные лодки и тому подобное. Николаев - один из двух городов в мире, где строились тяжелые авианесущие корабли.

Судостроению и флоту полностью подчинялась жизни города. Почти сто лет здесь дислоцировался штаб Черноморского флота. Во время Восточной (Крымской войны, 1853 - 1856 гг.) Он был главной тыловой базой Черноморского флота. Большинство предприятий, которые создавались в городе, относились к военно-промышленному комплексу и в связи с этим Николаев много десятилетий был закрыт для посещения иностранцами. Даже первый учебное заведение города - Черноморское штурманское училище, основанное 1798 году, - также было связано с флотом. Такая специфика наложила отпечаток на судьбу, характер и даже внешний вид Николаева. Созданный в конце XVIII века план застройки города быстрыми темпами был закреплен на местности уже в первое десятилетие его существования и целиком, без изменений сохранился до наших дней, представляя собой уникальный градостроительный памятник эпохи классицизма. Лишь немногие города могут этим гордиться.

Несмотря на все, город рос, развивался, жил своей жизнью. Открытие в 1862 году в городе коммерческого порта послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт. Этот факт нашел свое отражение в гербе города, который был утвержден в 1883 и восстановлен в 1997 годах. К концу XIX века Николаевский порт занимал третье место после Петербурга и Одессы по объему торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии, - первое место в стране. Сам же Николаев становится крупным промышленным центром на юге Украины.

Бурные события ХХ века не обошли Николаев. Город стал активным участником событий Украинской революции 1917-1921 годов. Во время Второй мировой войны Николаев почти три года был оккупирован гитлеровскими захватчиками. И ни один корабль, благодаря действиям подпольщиков, диверсионных и разведывательных групп, не взошла за это время с николаевских стапелей. А при освобождении Николаева от оккупантов в марте 1944 года немеркнущий подвиг совершили 68 моряков-десантников под командованием К.Ф. Ольшанского. Это был единственный случай в истории войны, когда все участники одной боевой операции были удостоены звания Герой Советского Союза, большинство - посмертно.

С Николаевом связано много великих имен, что нашло свое отражение в памятниках города, названиях его улиц, площадей и скверов. Здесь служили и работали адмиралы А.С. Грейг, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов и В.А. Корнилов, первооткрыватель Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузен, создатель тактики броненосного флота адмирал Г.И. Бутаков, составители "Атласа Черного моря" братья Михаил и Егор Манганари, член-корреспондент Петербургской Академии наук, первый директор первой на Юге Украины Николаевской обсерватории К.Х. Кнорре, создатель первой в мире морской газотурбиннойустановки С.Д. Колосов. Именно в Николаеве В.И. Даль, находясь на военной службе, приступил к составлению своего знаменитого словаре, который дает представление не только о языке середины XIX века, но и о народном быте, поверьях, приметы и другие этнографические особенности. В Николаеве закончил свой капитальный научный труд член 12 западноевропейских академий, основоположник русской эпидемиологии и первого в Украине научного медицинского общества Д.С. Самойлович (Сущинский), а профессор М.Г.Ливанов в 1790 году создал в Богоявленске (ныне Корабельный район города) первую в стране школу практического земледелия. Первая книга по истории украинского народа на родном языке - "История Украины-Руси" - также была написана в Николаеве. Ее автор М.М. Аркас является одним из основателей николаевской «Просвиты». Родом из Николаева народный художник СССР М.М. Божий, выдающийся астроном, академик Ф.А. Бредихин, исследователь Арктики Л. Брусилов, известный ученый в области железнодорожного транспорта, академик В.М. Образцов, талантливый флотоводец, океанограф, полярный исследователь и изобретатель С.О. Макаров.

Город, который посвятил свою жизнь судостроению, не может не быть романтиком. Поэтому неудивительно, что первый большой морской переход был осуществлен николаевцами еще в 1848 году. Тогда адмиральская яхта "Ореанда" отправилась из города вокруг Европы в Крондштдат и, выиграв главный приз парусных гонок, тем же путем вернулась назад. На другой яхте "Икар", которая была сконструирована и построена студентами и сотрудниками Николаевского судостроительного института (теперь Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова), николаевская команда из 7 человек впервые в Украине в 1987 году осуществила кругосветное плавание.

Николаев известен не только на морских просторах - его именем названа малая планета (8141) Nikolaev = 1982 SO4, которая была открыта Крымской астрофизической обсерватории.

Благодаря ежедневной работе, таланту, интеллекту и терпению не одного поколения николаевцев, город за короткий для истории период превратился из маленькой судостроительной верфи в крупный промышленный, деловой, политический и культурный центр Юга Украины. Николаев открыт миру для партнерства и сотрудничества, а его жители верят в счастливую судьбу своего города и искренне его любят:

«Пусть гордится тобой Украина!
Славься, величие духа, труда и красоты!
Славься, Николаев - город родной!
Сквозь века славу пронести»

(Слова из гимна города)


ОБНОВЛЕНО 07.06.2018

нашли ошибку в тексте?
выделите мышкой и нажмите: